Образец сертификатаОбразец сертификата
Online оплата

Возможна ли логистика без финансового планирования?

11 июня 2014, 1848
Категория: логистика и ВЭД
Возможна ли логистика без финансового планирования?

Логистика – важная сфера деятельности предприятия. Она связана с закупкой, транспортировкой, растаможкой, складированием, хранением товарно-материальных ценностей, а также с продвижением готовой продукции от производителя к конечному потребителю. Все эти операции связаны с крупными финансовыми затратами, которые должны четко планироваться, потому что от их эффективности зависит, насколько прибыльной и успешной будет работа компании или предприятия в целом.

Отдел логистики, ведающий как вопросами закупок, так и сбыта, очень тесно сотрудничает с финансовым отделом. И даже выполняет некоторые функции, связанные с составлением планов будущих расходов, прогнозом денежных поступлений от реализации товаров и анализом финансовых результатов деятельности по конкретным участкам работы отдела или по конкретному ассортименту продукции.

Планирование расходов на закупку продукции

В функции менеджера по логистике, который занимается закупкой товаров, сырья, материалов или оборудования входит составление планов и прогнозов закупки, а также непосредственное составление графика оплат поставщикам за продукцию, который рекомендуется для выполнения финансовому отделу или бухгалтерии.

Прежде всего, менеджер по импорту или закупкам анализирует запасы продукции на складе, их расход за определенный период и оборачиваемость и делает прогноз будущего заказа, исходя из финансовой эффективности поставки данного ассортимента продукции в определенных количествах. Обычно эти данные в полном объеме можно получить в программе 1:С Бухгалтерия, 1:С Предприятие или 1:С Управление торговлей, а потом их обрабатывают в программе Excel. Перед тем, как сделать заказ, менеджер обязательно получает ценовое предложение или прайс-лист поставщика и рассчитывает себестоимость продукции, учитывая все транспортные расходы, налоги, таможенные затраты и прочие платежи.

Риски дополнительных расходов

Так как логистика связана с многочисленными рисками, тем более в условиях нестабильной экономики, инфляции, резких изменений курсов валют, менеджеру не всегда удается абсолютно четко спрогнозировать себестоимость и добиться того, чтобы реальные расходы не превышали запланированные.

Например, стоимость товара может увеличиться в случае изменения курса иностранной валюты, возникновения незапланированных затрат на хранение или перегрузку продукции в пути. Также планка затрат может подняться из-за роста расходов, связанных с таможенным оформлением грузов – увеличением суммы ввозной пошлины, простоем транспорта во время растаможки и прочих непредвиденных ситуаций.

В то же время для нормального функционирования предприятия себестоимость продукции, а также расходы на ее закупку и перевозку должны быть четко спланированы и их нужно придерживаться. Иначе предприятие не сможет работать, продавать продукцию и поддерживать ее конкурентоспособность и стабильный покупательский спрос. В этом состоит искусство и огромная ответственность менеджера по логистике, который должен все предусмотреть, проанализировать все возможные риски наперед и придумать, как их избежать. Например, в себестоимости продукции всегда закладывается определенный процент на такой случай, а также у каждого менеджера существует множество своих рецептов решения этой проблемы.

Составление графика оплат

После проведения переговоров с поставщиками, обсуждения всех возможностей получения скидок на товар и более выгодных для компании условий платежа, менеджер по логистике или закупкам делает заказ поставщику. Конечно, необходимо также согласовать этот заказ с руководством предприятия и, возможно, с отделом продаж.

Получая инвойс или проформа инвойс от поставщика, менеджер отдает этот документ в бухгалтерию для оплаты необходимой суммы, в случае с импортными закупками прилагает контракт.

Если закупки осуществляются по предоплате, она должна быть внесена как можно скорее. Если в бухгалтерии нет в наличии необходимой суммы, отгрузка продукции будет задерживаться и на предприятии могут возникнуть простои. Поэтому очень часто от менеджеров требуют составления прогнозов или планов расходов на будущий период.

Если договор предусматривает отсрочку платежа, товар будет отгружен вовремя, но через определенный период (обычно 30 или 60 дней) нужно будет оговоренную сумму поставщику выплатить. Поэтому менеджер пишет для бухгалтерии сумму заказа и рассчитывает дату, когда ее нужно оплатить.

Такая же ситуация обстоит и с платежами перевозчикам и экспедиторам. В соответствии с договоренностью менеджер по логистике планирует необходимые выплаты и контролирует, как они осуществляются. Что касается таможенных платежей, они должны быть направлены на счет региональной таможни до прихода груза. Только в таком случае можно будет оформить необходимые документы и списать необходимую сумму по прибытии товара на место назначения. Поэтому менеджер рассчитывает эту сумму за несколько дней до поступления груза, передает данные в бухгалтерию и следит за тем, чтобы она была оплачена не раньше и не позже, чем нужно.

Расходы на продвижение продукции

Менеджеры по сбыту или руководители соответствующих департаментов составляют стратегические планы развития, связанные с выходом на новые рынки, стимулированием спроса на продукцию и созданием дилерской сети. В соответствии с этим формируется бюджет на развитие, средства из которого выделяются по мере прохождения определенных этапов и прогнозируются отдача от этих действий, финансовые результаты, которые должны быть получены в конкретные сроки.

Таким образом, логистика, как в области закупок, так и области сбыта, тесно связана с финансовым планированием. Эти функции не могут осуществляться в отрыве друг от друга, только в тесном взаимодействии они обеспечивают эффективность деятельности предприятия в целом. 

comments powered by Disqus

Читайте также

Наши курсы

Менеджер по логистике
3000грн
Менеджер ВЭД
3000грн

Рубрики блога

Популярные

Теги