Образец сертификатаОбразец сертификата

План счетов бухгалтерского учета. Дебет, кредит и сальдо. Система двойной записи

20 сентября 2014, 11853
Категория: бухгалтерский учет
План счетов бухгалтерского учета. Дебет, кредит и сальдо. Система двойной записи

Тяжело представить предприятия или организации, которые ведут  хозяйственную деятельность и никак не отображают ее документально. Необходимость ведения бухгалтерского учета обусловлена рядом причин. Во-первых, для эффективного внутреннего контроля важно систематизировать хозяйственные операции, во-вторых, таковы требования со стороны контролирующих органов. С этой целью утвержден Приказом Министерства Финансов План счетов бухгалтерского учета.

Подробное описание и методика использования Плана счетов приведены в Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Согласно этой инструкции  информация обо всех финансово-хозяйственных операциях на предприятиях всех форм собственности и всех видов деятельности отображается согласно Плану счетов бухгалтерского учета методом двойной записи. Исключением являются банки, бюджетные организации и предприятия, которые обязаны отображать финансово-хозяйственные операции согласно Международным Стандартам финансовой отчетности. Проще говоря, План счетов – это документ, помогающий правильно отображать финансово-хозяйственные операции на предприятии.

Структура Плана счетов

Для удобного использования План счетов делится на классы и счета. Каждый класс имеет свой порядковый номер от 0 до 9. Существует 9 классов бухгалтерских счетов и один забалансовый класс: 1 класс – «Необоротные активы», 2 класс – «Запасы», 3 класс – «Денежные средства, расчеты и прочие активы», 4 класс – «Собственный капитал и обеспечение обязательств», 5 класс – « Долгосрочные обязательства», 6 класс – «Текущие обязательства», 7 класс – «Доходы и результаты деятельности», 8 класс – «Затраты по элементам», 9 класс – «Затраты деятельности», класс 0 – «Забалансовые счета».

Каждый класс делится на синтетические счета, а те в свою очередь на субсчета. Синтетическими называются счета, которые используются для обобщенных хозяйственных операций. Субсчета – это счета, на которых отображаются хозяйственные операции по конкретной группе активов, материальных ценностей или кредитных обязательств. Предприятие само определяет количество субсчетов к синтетическому счету. Есть еще и аналитические счета, то есть счета по каждому отдельному активу.  

Каждому счету принадлежит порядковый номер. Первая цифра счета указывает, к какому классу он относится, вторая – номер синтетического счета, третья – номер субсчета. Использование третьей цифры не является обязательным и определяется предприятием. Классы счетов 0 – 7 являются обязательными для всех форм предприятий и фирм. Счета 9 класса предназначены для отображения затрат всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства могут использовать только  класс счетов.

Активные и пассивные счета

Большинство счетов одного класса являются или активными или пассивными. Активные счета – это те счета, на которых отображаются материальные и нематериальное ценности и средства, задействованные в процессе ведения основной деятельности предприятия. Например, 10 счет «основные средства» или 30 – «касса».

Пассивные счета – это те счета, на которых отображаются обязательства предприятия (долги, например налоги, кредиты, зарплата)  и источники формирования капитала предприятия.

Отдельно стоит выделить активно-пасивные счета. Это счета, которые в зависимости от отображаемых операций, могут быть как активными, так и пассивными, например 372 счет « Расчеты с подотчетными лицами».

Дебет, кредит и сальдо

Для каждого счета характерно наличие сальдо и оборотов по дебету и кредиту. Сальдо начальное – первоначальный остаток на конкретном счете. Сальдо конечное – остаток на счету после проведения финансово-хозяйственных операций. Для активных счетов сальдо отображается по дебету, для пассивных – по кредиту. Для активно-пасивных счетов сальдо в зависимости от совершаемой хозяйственной операции может отображаться как по дебету так и кредиту.

Схематично: дебет –  левая сторона Плана счетов, кредит – правая сторона. Обороты по дебету для активных и активно-пассивных счетов являются увеличением имущества предприятия,  по кредиту – уменьшением. Для пассивных и активно-пасивных счетов обороты  по кредиту показывают увеличение обязательств предприятия, по дебету – погашение задолженности.  Конечное сальдо это сумма начального сальдо и оборотов по дебету для активных счетов или по кредиту для пассивных счетов.

Система двойной записи

Для контроля движений средств по счетам применяется система двойной записи. Это значит, что одна операция отображается в двух корреспондирующих счетах – по дебету одного счета и по кредиту другого в одной и той же сумме. Корреспондирующими называются счета, на которых отображается конкретная финансово-хозяйственная операция. Например, из кассы выдан аванс на командировку 500 грн. Кредит 30 счета «касса» увеличится на 500 грн, а дебет 372 увеличится на ту же сумму. Система двойной записи не используется для отображения операций на забалансовых счетах, так как эти счета используются предприятием для отображения операций с активами, не принадлежащими предприятию.

comments powered by Disqus

Читайте также

Наши курсы

Бухгалтер в комплексе с BAS
4000грн
Главный бухгалтер
3000грн
Бухгалтер в комплексе с BAS + главный бухгалтер
7000грн

Рубрики блога

Популярные

Теги