Образец сертификатаОбразец сертификата
Online оплата

Как адаптировать нового сотрудника?

1 июня 2014, 2013
Категория: управление персоналом
Как адаптировать нового сотрудника?

Процесс адаптации нового сотрудника – очень важная часть рабочего процесса. Нелегкая задача ввести новичка в курс дел ложится на плечи руководителя и эйчар-специалиста. От того, насколько успешно приспособиться новый работник, зависит очень многое. В первую очередь – эффективность его труда.

А вот если адаптация была проведена недостаточно хорошо, сотрудник может даже уволиться. И в случае, когда такая ситуация повторится несколько раз подряд – речь идет уже о текучке кадров. А постоянно нанимать и искать новых сотрудников – это не только дорого и трудозатратно, но и приводит к значительному снижению эффективности работы компании, а также ее результатов и достижений в целом. Поэтому гораздо выгоднее, если работники приходят в компанию надолго, а не убегают через пару недель.

Однако как провести максимально эффективную и удачную адаптацию новичка? Как создать ему комфортные условия и сделать так, чтобы результаты его труда как можно быстрее вышли на уровень более опытных специалистов, а сам он хотел дальше работать в компании и лояльно к ней относился? Об этом поговорим дальше.

Вредные советы

На данный момент разработано множество различных подходов к адаптации нового персонала. Однако далеко не все из них можно назвать эффективными. Некоторые только пугают новичков, а другие вызывают у людей, как минимум, недоумение. Итак, начнем с ошибок, которых эйчарам и руководителям не следует совершать в попытках как можно лучше ввести нового сотрудника в курс дел.

  1. Навязывание корпоративных ценностей в слишком жесткой форме. Иногда на сотрудника в первый же день буквально вываливают кучу информации о том, в какую замечательную фирму он попал. Довольно навязчиво заставляют «гордиться» тем, что работника взяли и именно в такую чудесную компанию. Заставляют чуть ли не на зубок выучить устав фирмы, данные о ее ценностях и корпоративной культуре. В некоторых компаниях сотрудники учат все это наизусть (без шуток!) и потом сдают текст эйчару или руководителю, как стих в школе. Стоит ли говорить о том, что новому сотруднику такие вещи могут показаться, как минимум, издевательством?..
  2. На одном из ведущих сайтов для эйчаров размещены рекомендации, большинство из которых вызывают недоумение. Поэтому советуем тщательно «фильтровать» все советы по поводу того, как лучше адаптировать сотрудника. Просто поставьте себя на место новичка. Вы бы хотели, чтобы с вами поступали подобным образом? Итак, распространённые «вредные» советы:

- размещать на доске объявлений фото новых сотрудников. Чем-то напоминает «их разыскивает милиция», вам не кажется? Да и зачем делать так, чтобы каждый знал о том, что именно этот сотрудник – новичок? А для стеснительных людей подобная «принудительная публичность» вообще может быть смерти  подобна.

- отправить родственникам поздравления с принятием на работу. Ладно бы еще самому человеку. Но родственникам-то зачем?.. Да и какая мотивация? «Спасибо, что состоите в кровных связях с нашим новым сотрудником»? И что, если через неделю человек решит уволиться? Или, например, не справиться с работой, и уволят его?.. А родители, еще, не дай Бог, начнут переживать – как это, выгнали с такой прекрасной фирмы, которая им еще и поздравления шлет! Или вдруг он вообще решил уйти с предыдущей работы, решив об этом пока никому не говорить?.. В общем, сложно придумать что-то более некорректное, чем подобные действия.

  • эйчару советуют проводить ежедневные беседы с новым сотрудником, задавая ему побольше вопросов. Все ли хорошо? Как коллектив? Справляетесь ли с работой? И еще с десяток похожих. А теперь представьте, что вы пришли на новое место. Мало того, что вы и так достаточно напряжены, так за вами еще ходит по пятам эйчар, каждый день доставая одними и теми же вопросами.

Приемы адаптации

Итак, ошибок, описанных выше, вы уже не допустите. Но все же как лучше всего адаптировать нового человека? Для этого есть несколько простых и эффективных приемов.

В первый день работы в общих чертах ознакомьте сотрудника с корпоративной политикой компании, расскажите о культуре, целях и миссии. Ни в коем случае ничего не навязывайте, не заставляйте учить наизусть и не намекайте прямо или косвенно, что он должен гордиться работой в столь прекрасной фирме (см. предыдущий абзац).

Лучше всего - в живом общении интересно, дружелюбно и максимально понятно расскажите о тех вещах, которые новичок должен знать о предприятии. Особое внимание уделите миссии и целям – это мотивирует людей. Также не забудьте описать продукцию или услуги, упомяните о приоритетах, руководстве, структуре и других важных вещах.

В общих чертах обрисуйте перспективы карьерного роста. Приведите пример: «Сотрудник А. начинал на вашей позиции, но сделал очень удачный проект и недавно его повысили». Это будет ненавязчиво стимулировать человека работать лучше и стремиться к повышению.

Далее максимально детально расскажите о том, как и когда получают зарплату, об оформлении больничного и отпуска, доплатах за сверхурочные и других «бумажных» вопросах, корпоративном телефоне или автомобиле и так далее.

Потом расскажите о правах и обязанностях сотрудника – как гласных, так и негласных. Сюда входит множество нюансов – например, дресс-код, график работы или то, что на работу нужно приходить за 5 минут до начала рабочего дня.

Детально расскажите также о том, что принято, а что – нет в коллективе. Например, собирают ли обычно сотрудники деньги на подарок для именинника? А сам виновник торжества – скорее скромно умолчит о празднике, выставит лишь бутылку вина, или пригласит весь отдел в ресторан? Как в фирме относятся к перекурам и перерывам на кофе? Куда другие сотрудники ходят обедать? И многие другие важные вещи.

Проведите небольшую экскурсию по фирме и помещением, ознакомьте с рабочим местом и правилами по пользованию ПК, познакомьте новичка с коллегами.

Наставники и кураторы

Обязательно назначьте для новичка куратора из числа руководителей или наставника – более опытного коллегу. А лучше – и того, и другого. Стимулируйте этих работников к наставничеству, подчеркивайте, что это – привилегия и символ высокой квалификации. Можно даже выдавать за наставничество премию.

Куратор или наставник должен взять новичка «под крылышко» не только в рабочих вопросах, но и помочь ему влиться в коллектив. Этот человек должен быть позитивным, дружелюбным и коммуникабельным. Именно он может рассказать новичку о многих неформальных нюансах. Кроме того, он должен всегда быть готовым ответить на вопрос новоиспеченного коллеги и обучить чему-то, однако избегать того, чтобы выполнять работу вместо него.

В первый день также важно дать сотруднику максимально четкие инструкции по поводу работы, методов ее выполнения, сроков и дедлайнов, а также ожидаемых результатов.

Выдайте сотруднику также перечень телефонных номеров других работников и отделов. Хорошо, если должностная инструкция есть в напечатанном виде. Сразу поговорите с сотрудником и четко скажите, что, если у него возникнут любые вопросы, он всегда может обратиться к вам. Раз в несколько дней вы можете ненавязчиво поинтересоваться тем, как у него дела и еще раз подчеркнуть, что готовы ответить на любые вопросы.

comments powered by Disqus

Читайте также

Наши курсы

Менеджер по персоналу
4600грн
Директор по персоналу
3000грн

Рубрики блога

Популярные

Теги