Образец сертификатаОбразец сертификата
Online оплата

Арендуем офис у физ. лица: правовые процедуры, бухгалтерский и налоговый учет

16 июня 2014, 2535
Категория: бухгалтерский учет
Арендуем офис у физ. лица: правовые процедуры, бухгалтерский и налоговый учет

Офис, особенно небольшой, нередко приходится брать в аренду у физ. лица, то есть просто у человека, который является владельцем помещения. Однако это вовсе не значит, что такую сделку можно скрепить одним только рукопожатием и не подписывать никаких документов. Обязательно следует заключить договор, а затем правильно отобразить все связанные с арендой расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок и правила аренды недвижимости регулируются Гражданским и Хозяйственным Кодексами. Чтобы все было правильно, между арендодателем и арендатором заключается договор аренды. Далее составляется акт приема-передачи объекта аренды, в данном случае – офисного помещения. Это необходимо для того, чтобы  в будущем не возникало претензий у сторон. При возникновении претензий эти два документа играют решающую роль в суде.

Договор аренды

В договоре указано кто и у кого арендует офис, на какой срок, какова цена аренды, какая установлена форма и периодичность оплаты. Оговариваются также такие моменты: оплачивает ли юр. лицо коммунальные услуги, порядок возмещения убытков и наличие мебели или других вещей в помещении, их состояние.

Договор подписывается в двух экземплярах. Обязательно нужно правильно указать все данные арендодателя. Со стороны арендатора, кроме обязательных реквизитов, важно наличие мокрой печати и подписи того, кто заключает сделку от имени юр. лица. Как правило, со стороны юр. лица договор подписывает директор. Если это другое уполномоченное лицо, то у него должна быть доверенность.

Касательно сроков аренды и регистрации договора ситуация следующая. В статье 793 Гражданского Кодекса сказано, что договор, заключенный на срок более 1 года подлежит регистрации у нотариуса. Если договор не зарегистрировать, то он будет не действительным. Договор, заключенный на срок менее года можно не регистрировать, но появляются определенные риски для обеих сторон. Обязателен Акт приема- передачи, так как он подтверждает фактическую передачу объекта аренды. В подтверждение оплаты, могут выступать Акты Выполненных работ при наличном расчете, при безналичном – платежные поручения.

Бухгалтерский учет                                

Определение, порядок и процедура аренды между арендодателем и арендатором регулируется Налоговым Кодексом Украины, п. 170.1.2. В случае, когда арендодателем выступает физическое лицо, а арендатором – юридическое, важно соблюдать правила заключения и отображения аренды в налоговом и бухгалтерском учете.

Согласно П(С)БУ 14 арендные операции в бухгалтерском учете бывают двух видов – финансовая и операционная аренда. Если вкратце, то финансовой считается аренда, при которой арендатор поддерживает объект аренды в рабочем состоянии, несет все риски, но и получает все вознаграждения, связанные с правом собственности на арендуемый актив. Кроме того, есть несколько признаков, по которым можно определить, что аренда является именно финансовой. В остальных случаях речь идет об операционной аренде, она встречается чаще.

У арендатора арендованные ОС отображаются на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы». Арендатор имеет право включать расходы на аренду и улучшение объекта аренды в статьи затрат предприятия. В зависимости от того, на что тратятся средства и какой экономический результат приносят, они списываются на разные счета. Если в результате затратв будущем увеличится по сравнению с текущим экономический результат от использования объекта аренды, то такие затраты включаются в статью «Капитальных инвестиций» и отображаются по дебету 15 счета. Если же нет, то расходы включаются в текущие статьи затрат и списываются в зависимости от их целевого назначения на счета 9 класса или прямо на 23 счет.

Арендная плата считается задолженностью предприятия, то есть арендодатель выступает кредитором.  Она отображется на 685 субсчете «Расчеты с прочими кредиторами», по кредиту – неоплаченная аренда, по дебету соответственно – оплата аренды ОС.

В случае, если предприятие оплачивает аренду наперед, то затраты будут показаны на 39 счете «Расходы будущих периодов». По кредиту происходит списание в счет предоставленной аренды ОС. Также арендатор имеет право включать расходы при заключении договора в статьи «Прочих расходов» и включать в статьи расходов оплату коммунальных услуг.

Налоговый учет

В налоговом учете есть некоторые отличия от бухгалтерского. В отчетности отражаются доходы и затраты от аренды ОС, но не отражается увеличение его стоимости, так как ОС не является собственностью предприятия.

Если предприятие является плательщиком НДС, то оно также имеет право на налоговый кредит, которое возникает при списании средств со счета. Все затраты и доходы отражаются в том периоде, когда были фактически совершены. Очень важным моментом является оплата НДФЛ. При заключении договора между юр. и физ. лицом плательщиком выступает юр. лицо. Так как арендная плата выступает доходом для физ. лица, то появляются налоговые обязательства. Но плательщиком выступает юр. лицо. И юр. лицо обязано подавать отчет по НДФЛ.

Размер налога зависит от того, какова стоимость аренды. Если аренда ОС не превышает 10 минимальных зарплат на 1 января текущего года, то ставка налога равняется 15%. Если же превышает, то 15% ставка применяется к сумме мин. зарплаты умноженной на 10, а разница облагается налогом со ставкой 17%. Срок оплаты налоговых обязательств – 20 календарных дней после последнего дня периода подачи отчета. Отчет подается в течении 30 дней после отчетного периода. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

comments powered by Disqus

Читайте также

Наши курсы

Бухгалтер в комплексе с 1С:
3000грн
Главный бухгалтер
3000грн
Бухгалтер в комплексе с 1С: + главный бухгалтер
5500грн

Рубрики блога

Популярные

Теги